Александр Матвеевич Куликов

Александр Матвеевич Куликов

Заместитель декана педиатрического факультета и профессор кафедры педиатрии и детской кардиологии Северо-Западного государственного университета им. И.И. Мечникова. Руководитель учебно-методического и научного центра по развитию клиник, дружественных к молодежи (при поддержке ЮНИСЕФ) Северо-Западного государственного университета им. И.И. Мечников. Врач-педиатр, врач-терапевт высшей квалификационной категории лечебно-оздоровительного отделения СПб ГБУЗ ГЦОРЗП «Ювента».

Образование:

1-й Ленинградский медицинский институт им. акад. И.П. Павлова. Врач-лечебник.

Аспирантура в Ленинградском НИИ гематологии и переливания крови.

Срок действия сертификата или аккредитации до 21.12.2024 (Педиатрия)

Курсы повышения квалификации:

  • Различные циклы последипломного обучения по клиническим вопросам в институтах усовершенствования врачей г. Москвы и Санкт-Петербурга.
  • Летняя школа по здоровью подростков EuTEACH, университет Лозанны (Швейцария).
  • Последипломный курс «Здоровье подростков с упором на репродуктивное и сексуальное здоровье», университет Гетеборга (Швеция).
  • Различные тренинги и семинары по вопросам профилактики рискованного поведения подростков и полового воспитания в рамках совместных проектов со специалистами Швеции, Финляндии, Нидерландов.

Научная деятельность:

  • Ученое звание  — профессор (2002), ученая степень —доктор медицинских наук (2000). 
  • Сертификаты: Педиатрия, Терапия.

  • Специалист в области подростковой медицины. Стоял у истоков рождения единственной в  России кафедры подобного профиля. Разработал подход к оценке здоровья подростков как единства и взаимосвязи соматического, психического и репродуктивного компонентов. Важное направление деятельности  — разработка подходов к медико-социальной помощи подросткам на основе межсекторального взаимодействия, профилактика рискованного поведения подростков. Один из организаторов и активных участников создания и развития новой организационной модели охраны здоровья подростков — клиник, дружественных к молодежи.

  • Автор более 300 научных трудов. Соавтор ряда монографий, впервые изданных в России, в том числе  — соредактор руководства «Подростковая медицина» (2006), Международного руководства по вопросам здоровья подростков (2017).
  • Член профильной комиссии МЗ РФ по гигиене детей и подростков.
  • Член Президиума Российского общества школьной и университетской медицины и здоровьяю.
  • В разные годы был членом медицинской лицензионно-аккредитационной комиссии мэрии Санкт-Петербурга, рабочей группы Комитета по здравоохранению СПб по организации и контролю за кадровым обеспечением национального проекта «Здоровье», консультативного совета Минздрава России по вопросам организации медицинской помощи подросткам, консультантом Детского фонда ООН ЮНИСЕФ по вопросам подростковой медицины, членом консультативного совета Европейской группы подготовки специалистов по охране здоровья подростков (университет Лозанны, Швейцария), внешним экспертом Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.

Интервью ко Дню медицинского работника

Александр Матвеевич, почему Вы выбрали эту профессию?

— Весь свой профессиональный путь я выбирал не сам. Фактически меня по профессии вели. С детства слышал от родителей о работе врача. Им был мой дед. Поэтому в последние школьные годы готовился к поступлению в медицинский институт. На четвертом курсе хотел пойти работать медбратом, но декан не дал разрешения и порекомендовал подумать о науке. Направил меня к своему коллеге профессору Н.И. Кочетыгову в Ленинградский институт гематологии и переливания крови в лабораторию патологической физиологии. Так я стал совмещать учебу и науку. К окончанию института был задел по диссертации, и меня взяли в аспирантуру. Но чистый научный работник из меня не получился. Опять же по совету коллеги из лаборатории по ночам работал на неотложной помощи, а в промежутке между получением диплома и началом обучения в аспирантуре меня попросили поработать главным врачом сельской участковой больницы на Севере. После защиты диссертации стал преподавателем Ленинградского государственного института усовершенствования врачей, в котором работаю уже почти 40 лет. Опять же рекомендовали заниматься подростковой медициной. Вот уже 25 лет я в «Ювенте», опять же по просьбе профессора Ю.А. Гуркина. Жалею ли, что за меня мой путь выбирали другие? Конечно, нет. Удалось реально посмотреть разные направления нашей практической и научной медицины. И оставить то, что оказалось по душе.

Что для Вас самое важное в работе?

— Саморазвитие и помощь подросткам. Причем, не только медицинская. Как преподаватель, стараюсь научить педиатров понимать и любить подростков.

Какими тремя словами Вы бы охарактеризовали свою профессию?

— Добровольность. Доступность. Доброжелательность.

Что бы Вы пожелали своим коллегам?

— Относиться к профессии так, как ты относишься к своей семье.